Аналитическая записка

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности

Пушкина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Гимназии №202 «Менталитет» Верх-Исетского района города Екатеринбурга. Образование высшее, в 1993 году окончила Уральский государственный университет им. А.М.Горького. Общий стаж работы  21 год, педагогический стаж – 21год, в гимназии № 202 «Менталитет» - 21 год.

                                 Аннотация
Целью современного образования в России является развитие активной, сознательной, ответственной, конструктивной личности, способной быть субъектом мировых и общественных преобразований. Обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора,  способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны, желанием строить свою жизнь на подлинно человеческой основе. Осознание важности духовно-нравственного воспитания детей (принятие воспитывающего влияния педагога на детей) стало ведущей идеей моего педагогического опыта, а основной целью  - создание условий не только для обеспечения качества образования, но и  развития личности обучающихся, их личностного роста (который можно определить как развитие гуманистических ценностных отношений человека к миру, другим людям, самому себе). Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: эффективно использовать  в педагогической практике технологии и методы обучения, определяющие ребенка как активного субъекта познания;  воспитывать  личностные качества обучающихся путём приобщения к национальным базовым ценностям; способствовать успешной социализации учеников.
Применение эффективных методов образования в учебной и внеучебной деятельности на основе  системно-деятельностного подхода позволило обеспечить достижение обучающимися значительных образовательных результатов в области русского языка и литературы и воспитание их личностных качеств. Особое значение в этом имеют современные образовательные технологии, которые основываются на практических формах работы, объединяющих творческую и исследовательскую деятельность учащихся на уроках и после уроков: проектные технологии (исследовательские, творческие, социальные проекты), исследовательские методы работы (метод проблемного обучения, мини-исследования на уроке), уроки - психодрамы, техника медленного и  осмысленного чтения.
Данная аналитическая записка содержит психолого-педагогическое обоснование использованных содержательных и технологических методик, существенной чертой которых стало открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов и создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности;  аргументируются преобразования в сфере организации образовательного процесса (активизация воспитательного потенциала урока); обосновывается использование предлагаемых технологий, дается их описание, анализируются показатели результативности.

     Содержание
1.     Введение
2.      Основная часть.
2.1.         Позитивная динамика учебных достижений обучающихся
2.2.         Внеурочная деятельность по предметам  «Русский язык» и «Литература»
2.3.         Динамика воспитательной работы в рамках создания условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
2.4.         Опыт использования современных технологий,  определяющих ребенка как активного субъекта познания и способствующих личностному росту обучающихся 
2.5.         Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
2.6.         Участие в профессиональных конкурсах
3.     Заключение
4.     Приложения
5.     Список использованной литературы

1.     Введение
В 90-ые годы наша страна  пережила трудное время смены ценностных ориентиров, когда  нарушилось  духовное единство общества. Это оказало негативное влияние на общественную нравственность,  гражданское самосознание. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.
В настоящее время мы являемся свидетелями этапа становления нового отношения к себе, а вместе с этим и к роли системы образования в государстве. Государством осознано и принято, что успешное развитие общества напрямую связано с усилиями системы образования в направлении духовно-нравственного развития и воспитания личности. «Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и  духовных ценностей». [1]  
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации называются базовые национальные ценности. Учителю русского языка и литературы, на мой взгляд, определяется важная цель – активизировать воспитательный потенциал урока и внеурочной деятельности и создать условия не только для обеспечения высокого уровня образовательных результатов обучающихся, но и их личностного роста (который можно определить как развитие гуманистических ценностных отношений человека к миру, другим людям, самому себе). Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: эффективно использовать  в педагогической практике технологии продуктивного обучения;  повышать интерес к русскому языку и чтению классической литературы с помощью системы творческих заданий и проектов; воспитывать  личностные качества обучающихся.
Успешному решению данных задач способствует технология проектной деятельности, техника медленного осмысленного чтения и метод проблемного обучения с нетрадиционными уроками (урок-психодрама, урок-спор, интегрированный урок и т.п.).
2.     Основная часть

Современное образование, согласно государственной политике и приоритетному национальному проекту «Образование»,  выдвигает как одну из главных задач школы - достичь высокого качества образования и раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Следовательно, особенно важно у будущих выпускников  формировать способность к проектированию своего будущего, ответственность за него, веру в себя и в свои способности влиять на это будущее.  Целью моей педагогической деятельности является создание на уроках   русского языка и литературы оптимальных условий не только для обеспечения качества образования, но и  развития личности как субъекта творческой деятельности, способной к самореализации и проектированию своего будущего.            Задачи педагогической деятельности:
эффективно использовать  в педагогической практике технологии и методы обучения, определяющие ребенка как активного субъекта познания;  активизировать у обучающихся мотивацию к проектной и исследовательской деятельности; воспитывать  личностные качества обучающихся путём приобщения к национальным базовым ценностям.

2.1.         Позитивная динамика учебных достижений обучающихся
Моя  деятельность на основе инновационных педагогических технологий стабильно обеспечивает формирование у обучающихся познавательной мотивации, достижение ими значительных образовательных результатов в области русского языка и литературы. Важнейшим показателем уровня образованности учащихся является итоговая аттестация. С целью адекватной оценки достигнутых результатов, провожу сравнительный анализ результатов ЕГЭ по русскому языку.

Средний балл 11 классы (учитель Пушкина)
Средний балл по гимназиям
Средний балл
г. Екатеринбург
Средний балл
Свердловская обл.
Средний балл по РФ
2012 г.
76,5
68,9
64,0
62,5
61,5
2014 г.
77

67,4
65,5
62,5
В 2012 году, по данным сборника Управления образованием Администрации города Екатеринбурга,  МБОУ Гимназия № 202 «Менталитет» по результатам сдачи ЕГЭ по русскому языку заняла  7-е место среди всех образовательных учреждений города (данных по 2014 году пока не имею).
В 2014 году, по сообщению  главы  Рособрнадзора Сергея Кравцова, количество высокобалльных работ (80-100 баллов) в РФ — 13,2%, среди моих учеников  46 % тех, кто получил высокий балл. Есть два результата 100 баллов.
Достигнутые  образовательные результаты отражают превышение муниципального, областного и федерального уровней.
Сравнения некоторых параметров 2012 и 2014 года показывают устойчивую положительную динамику учебных достижений обучающихся при сдаче ЕГЭ.

2012
2014
Средний балл
76,5
77
Кол-во 100-балльных работ
-
2
Максимальный балл
95
100
Кол-во выше 90 баллов
15%
21%
Кол-во высокобалльных работ  (80-100 баллов)
43%
46%
Максимальный результат  часть А
3%
12,5%
Максимальный результат  часть В
6%
19%
Максимальный результат часть С
(сочинение)
9%
12,5%
Кол-во учащихся
33 человека
48 человек
Считаю это результатом не только систематической работы по подготовке к ЕГЭ и проведения информационного мониторинга, но и эффективного использования технологии проектной деятельности и различных педагогических методик, обеспечивающих личностный рост обучающихся, продемонстрировавших высокий уровень психологической готовности и  ответственности во время итоговой аттестации.
Особенно видна динамика результатов части С (сочинение, повышенный уровень): 6 человек (12,5%) показали максимальный результат (23б), 33 ученика (69%) по критерию К4 (подбор аргументов из литературных произведений) показали максимальный балл (3б). Ни у одного ученика нет за этот критерий 0 баллов, лишь у 1 человека 1б. Поскольку  данное задание предполагает осмысление текста по определённой нравственной проблеме, высокие результаты могут свидетельствовать о сформированности социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений.

Результаты ГИА по русскому языку и ЕГЭ по литературе выпускников других годов обучения также выше среднего балла по г. Екатеринбургу, области и РФ.
ГИА
«2»/%
«3»/%
«4»/%
«5»/%
Средний балл по ОУ
Средний балл по району
Средний балл по городу
2012
0/0
6 / 9%
25 / 38%
35 / 53%
37, 3 (из 42)
33,6
32,1
Обучающиеся 9-х классов показали высокий результат учебных достижений: средний балл составил 37,3б (из 42), что выше районных и городских показателей; выше 40 баллов  – 14 человек (это 27 % учеников). Максимальный результат  (42б) показали  5 человек (7,5 %)

53% обучающихся сдали экзамен на «5», 91 % - на «4-5». Средний балл по предмету Русский язык составил  4,55 (по РФ – 3, 85), что свидетельствует  о высоком уровне обученности по предмету.                                                         


Средний балл выпускников 11-х классов,  выбравших и сдавших ЕГЭ по литературе (по выбору) в 2012 году,  составил 82 балла из 100 баллов, что является выше показателей по Свердловской области (59,3 б)  и Екатеринбургу (58,3). (Сравнительные результаты 2014 года пока не опубликованы).
О высоких результатах учебных достижений свидетельствует и количество  выпускников – медалистов: в 2011 году 3 ученика закончили 11 класс экстерном, из них – двое с медалью;  в 2012 году из 33 выпускников шестеро получили медаль; в 2014 году также 6 обучающихся получили медаль. Таким образом, 30% моих учеников закончили школу с медалью.   

Такие высокие результаты обучения русскому языку и литературе достигаются тем, что я создаю образовательную ситуацию, в которой предметы «Русский язык» и «Литература» становятся любимым у гимназистов благодаря личностно-ориентированному, системно-деятельностному и творческому подходу к обучению и обеспечивается устойчивая мотивация к обучению.
Эффективность выбранных мною принципов обучения можно увидеть в следующей диаграмме на примере обучающихся 8-х классов (сейчас это ученики 11 классов). Несмотря на то, что к началу 8 класса общая учебная мотивация снижается в связи с  переключением интересов подростков с познавательной деятельности на процесс общения со сверстниками,  виден высокий уровень интереса к предметам «Русский язык», «Литература». Развитие познавательного интереса учащихся рассматриваю как одно из средств развития личности ребенка, способной к творчеству и самоопределению. В этом возрасте повышаю мотивацию к обучению  за счет включения в творческую и проектную деятельность.

Уроки русского языка и литературы во всех вышеназванных классах названы ребятами как одни из самых интересных и важных.
                      
Высокий результат учебных достижений не может быть достигнут   без информационного мониторинга. (Приложение 1). Результаты выполнения тренировочных тестов ЕГЭ сравниваются, и можно видеть динамику образовательных достижений, проблемные зоны. Очень эффективны в этом плане Диагностические листы обучающихся (там же). При таком подходе я получаю возможность содержательного педагогического анализа. Это помогает сформировать у  детей потребность и способность к собственному отслеживанию своих ЗУН, определению трудностей и связанный с этим выход на уровень самообразования и самоорганизации: построению каждым Индивидуального образовательного маршрута.  Оптимизировать учебный процесс помогает также использование Электронного дневника (Дневник.Ру), который работает как интерактивная экспертная система контроля качества образования, осуществляя дифференцированный подход к каждому обучаемому. Это удобный помощник для родителей, чтобы контролировать успехи своего ребенка в учебе, повысить открытость системы образования, оперативность обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса. Каждый родитель имеет возможность  видеть накопляемость оценок у ребенка по каждому предмету, а также, какой средний балл выходит за отчетный период. Все это позволяет оперативно реагировать и педагогу и родителям на складывающуюся ситуацию, скорректировать учебный процесс. Из информации по посещаемости, я обладаю высокой активностью ведения электронного журнала, что также сказывается на результатах обучения.
Помогают повысить образовательные результаты и разработанные мной следующие критерии оценивания.
·          Оценка работы на уроке.
В процессе обсуждения с детьми результатов работы выделяются три группы обучающихся по следующим квалификациям:
«тьютор» (консультант)– справился со всеми заданиями с творческим подходом, получает «5», может помочь товарищам; «деятель» – справился с заданием без творческого подхода, получает «4»; «участник»– справился с заданием частично, оценка «3».
·          Участие детей в оценке собственных достижений.
Публичную работу ученика оценивают сами учащиеся. При выработке критериев обсуждаем с детьми, что именно собираемся оценивать, в зависимости от поставленных целей и задач. Ученики делятся на группы и отслеживают сначала только один из указанных критериев (они меняются «по вертушке»), затем уже способны оценить работу полностью, аргументируя свою оценку. В результате  применения своей системы мониторинга я добилась того, что большинство моих учеников умеют не только гордиться своими достижениями, но и радоваться успехам товарищей, сопереживать  им в случае неудачи. Ученики не боятся отвечать, работать у доски, не боятся творить, экспериментировать, знают, что даже если не все удалось – это движение вперед.
Данный подход и разработанные критерии оценивания помогают добиться высоких результатов промежуточной и итоговой аттестации по учебным предметам.
 Результаты промежуточной и итоговой  аттестации

2013-2014 гг.
% успеваемости

            Количество обучающихся на «4» и «5» (% качества)
5-6, 10-11 классы
все периоды
     1 П/Г 2013 г.
2 П/Г
Год 2013
    1 П/Г 2014 г.
 Год  2014
5 класс
Русский язык
100%
76% (первый год обучения)
76%
80%
83% (второй год обучения)
85%
Литература
100%
83%
88%
90%
96%
96%
10 классы
Русский язык
100%
85% (третий год обучения)
83%
86%
88% (четвертый год обучения)
92%
Литература
100%
92%
90%
94%
96%
94%

Учащиеся демонстрируют ежегодный высокий уровень учебных результатов по итогам учебного года: 100% обученности, отсутствие неуспевающих, средний процент качества обучения за 3 года  по русскому языку – 84%, по литературе – 92%.   Видна динамика учебных достижений: процент качества обученности выпускников гимназии русскому языку и литературе в 11 «Б» классе (2014 год) впервые составил 100% (!), средний балл по русскому языку вырос с 4,0 до 4,4, по литературе – с 4, 3 до  4,5.
Рост качества, на мой взгляд, обусловлен применением активных методов обучения – педагогических технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Результаты участия обучающихся  в конкурсных мероприятиях разных уровней.  Высокий уровень учебной мотивации способствовал повышению у учащихся интеллектуальной активности и реализации своих способностей в интеллектуальных марафонах, олимпиадах и конкурсах различного уровня (Приложение 2)                                                                                      
Год
Название и уровень конкурса
Участннки
Призеры
2011
Районный конкурс юных поэтов «Начало»
3
1
2012
Всероссийский заочный конкурс  «Познание и творчество»
3
1
2013
Муниципальный (районный) тур предметных олимпиад
4
2

IV Городские Пушкинские Чтения
4
1

Юные интеллектуалы Урала «Интеллект – экспресс»
7
2

Областной конкурс «Урал. Символ моего края»

1
2014
V Городские Пушкинские Чтения
3
3

III Городской медиафестиваль, конкурс прессы «Механика мысли»              
2
1

Областной конкурс «Лидер чтения – 2014 года» (в рамках областного межведомственного культурного проекта «Открытая книга»)
24
24 (победители районного этапа)
 
 
 2. 2. Внеурочная деятельности по предметам  «Русский язык» и «Литература»

Согласно новым подходам в образовании, очень важная роль отводится внеурочной деятельности. И не случайно, ведь именно она позволяет по-настоящему использовать индивидуальный подход в обучении и воспитании, раскрывает все возможности социально-  и практико-ориентированных проектов. Моя задача в этом направлении - сделать все мероприятия интересными, информационно и эмоционально насыщенными, востребованными и творческими.
 Разработка и проведение открытых мероприятий во время тематических декад, недель. Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук (октябрь). Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования и вовлечению большого количества учащихся (более 90 %). Мероприятия и проекты, в которых  являюсь организатором или активным участником (Приложение 3):
·      организатор выступлений перед общественностью района с культурологическими проектами в рамках Всероссийского урока Чтения; (Приложение 3.1)
·        организатор Конкурсов Ораторов и Спор-клуба в рамках проходящих ежегодно в гимназии Недели истории и литературы; (Приложение 3.2)
·        организация Литературной  гостиной «Памяти А.С. Пушкина» к юбилею великого поэта и участник проекта «Весна русского романса» (исполнение романсов на стихи поэтов – юбиляров 2014 года); (Приложение 3.3)
·        организатор  учебных поездок по стране с последующим творческим публичным отчетом перед родительской и гимназической общественностью; (Приложение 3.4);
·  организатор посещения  музеев,  выставок,  театров Екатеринбурга; многолетнее плодотворное сотрудничество с театром им. Михаила Чехова (обсуждения после спектакля совместно с актерами проблематики пьесы).
         В большинстве случаев стараюсь привлекать обучающихся к организации и проведению классных и гимназических мероприятий, формируя самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения. Дети делятся на творческие группы, определяют цели и задачи, составляют план действий, осуществляют намеченное. Взаимная ответственность  повышает результат творческих работ и самооценку каждого участника проекта.
         Общественное признание получил социально значимый интегрированный проект педагогов и старшеклассников МАОУ № 202 Гимназия «Менталитет» «В подземном зале легендарной «Бродячей собаки».
Педагогическая актуальность данного проекта состоит в том, что исследование и проектирование социокультурных и личностных смыслов творчества деятелей русской культуры начала ХХ века в форме театрализованной реконструкции известного петербургского арт-кафе помогает 17-18-летним ученикам познать свои духовные и нравственные позывы, понять и оценить свою личность. Проект занял 1 место в районном конкурсе «Педагогическая инициатива» - 2013, был назван эффективным и успешным, рекомендован к участию в городском конкурсе. Данный проект «ценен для развития образования в районе и городе, распространение опыта, представленного в данном проекте, позволяет обеспечить необходимую конкретизацию и иллюстративность направлений развития екатеринбургского образования» (из Представления проекта Отделом образования администрации Верх-Исетского района, подписанного начальником отдела образования О.В.Фадеевой). Интегрированный проект был презентован в апреле 2014 года учителям и ученикам Верх-Исетского района в рамках объявленного Года Культуры по согласованию с ИМЦ Верх-Исетского района (Приложение 3.5)

Я являюсь разработчиком элективных курсов филологической направленности (курсов по выбору):
Название курса
Степень    реализации
Программа элективного курса «Опыт создания этимологического словаря»
            реализация
Программа элективного курса «Творческая мастерская»
            реализация
Программа элективного курса «Работа с литературным текстом»
апробация
Программа элективного курса «Современная русская литература»
реализация
Программа интегрированного элективного курса «История и литература Урала»
реализация
Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии»
апробация
Программа элективного курса «Трудные случаи пунктуации»
реализация
Система домашних заданий для обучающихся, которые длительно не посещают ОУ
реализация
Система заданий для учеников, заканчивающих гимназию по системе экстерната
реализация
Программа платных дополнительных образовательных услуг «Загадки стилистики русского языка» 
реализация
         Внеклассная работа позволяет ученикам общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений. К данным курсам мной разработаны программы, которые помогают формировать социальные компетенции обучающихся: готовность к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе к выбору направления профильного образования (большой процент выпускников, выбравших обучение в вузах гуманитарной направленности); умение адаптироваться к жизни социума, действовать в нем с учетом позиции других людей, понимая роль и значение сложившихся устоев, традиций и духовного наследия прошлого, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять собственную этнокультурную, социально-политическую, гражданско-государственную идентичность (Приложение 4)        

2.3. Динамика воспитательной работы в рамках создания условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
         В личностно-профессиональной позиции педагога можно выделить две субпозиции: учителя и воспитателя. В  позиции воспитателя работаю с условиями развития ребенка как личности все 20 лет своей педагогической деятельности. Главной  целью в качестве классного руководителя считаю содействие формированию идеального представления школьника о жизни, которая достойна его внутреннего «я», создание условий для свободного развития его духовных сил. Коллективы классов, в которых я являюсь классным руководителем (9 «В» в 2012 год и 5-6 «Б» в 2013-2014), все 3 года являются победителями гимназического проекта «Класс-Лидер» (первыми среди других классов данной параллели и в учебной, и во внеклассной работе): стабильное количество «отличников» и «хорошистов», отсутствие неуспевающих, хорошая дисциплина и организованность, активность жизненной позиции, 100-процентное участие в социальных проектах гимназии.  
Именно в школе формируется  система взглядов, способствующих или не способствующих личностному росту обучающихся, в том числе развитию активной жизненной позиции, патриотизма и гражданственности. Несмотря на то, что учащийся школы – это практически всегда несформировавшийся патриот, тем не менее,  именно от школы во многом зависит, станет ли человек патриотом в будущем. В этой отсроченности результата – сложность работы педагога, но она не должна становиться причиной отказа от работы в этом направлении. Главным вопросом при этом становится вопрос создания благоприятных условий для формирования активной жизненной позиции в условиях образовательного учреждения.  
Внеклассные мероприятия и проекты, в которых  являюсь организатором или активным участником и которые, на мой взгляд, активно формируют активную жизненную позицию и патриотизм учащихся: (Приложение 5)
· организация волонтерской работы с ветеранами Великой Отечественной войны: встреч с ветеранами, поздравления с праздниками, проведение тематических классных часов, посвященных этому историческому событию;
·  открытый классный час с приглашением администрации гимназии, посвященный 40-летию со дня снятия полной блокады Ленинграда;
·        помощь в организации конкурса агитационных плакатов,  проекта «Герои Отечества» в рамках декады Дня героев Отечества, проходившей с 2 по 11 декабря 2013 года, и организация тематической выставки в школьной библиотеке «Мы живем воспоминаниями»;
·        экскурсия в Комнату боевой славы екатеринбургского ОМОН (для формирования патриотизма, осознания себя гражданином России, ответственного за ее судьбу): сотрудники ОМОН провели урок мужества, представили различные материалы, документы, личные вещи сотрудников ОМОН, которые погибли в результате военных действий в Чеченской Республике,  учебное вооружение;
·        экскурсии в пожарную часть №2 г. Екатеринбурга;
·   организация социального проекта  помощи детям-сиротам (больница №11,   детский дом №5, частный детский дом в п. Медный);
· организация социального проекта  помощи собакам, находящимся в Пункте кратковременного содержания для бездомных животных,  который расположен на территории ЕМУП "Спецавтобаза" (улица Посадская, 3);
· организация и проведение ежегодных Дней Здоровья в классе, где являюсь классным руководителем; помощь в проведении футбольных гимназических турниров;   участие большинства класса в легкоатлетической эстафете, «Кроссе нации», «Лыжне России», пропагандирующих здоровый образ жизни и формирующих активную жизненную; имею сертификат МБУ Екатеринбургского Центра Психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» в рамках проекта «Школа Здоровья»;
·  проведение классных часов «День пожилого человека», «День матери», «История моей семьи», «Семейная реликвия», «Семейное предание», способствующих воспитанию благодарности и бережного отношения к родовой памяти, ответственности; мотивация детей к участию в гимназическом проекте «Моя семья в истории моей страны»;
· мотивация к публикационной активности (написание статей для гимназической газеты «Кипиш», формирующих способность отстаивать свою позицию);
· мотивация к тьюторской активности (помощь старшеклассников ученикам младших классов при подготовке проектов, в проведении внеклассных мероприятий и социальных акций).

          Уделяю большое внимание активному участию обучающихся в самоуправлении класса, школы.   Важным условием в её организации считаю партнерство, которое дает возможность включить ребят в выполнение реальных дел, в преобразование окружающей жизни. Именно то, что предлагали и решали они сами, вызывало больший интерес и достигало значимых результатов. Чувство гордости за совместное со взрослыми  планирование, совместную организации и совместный анализ конкретной деятельности  создаёт условия для формирования саморазвивающейся личности ребенка, для воспитания у каждого члена детского коллектива демократической культуры, гражданственности; стимулирует к социальному творчеству.
         Позитивные результаты воспитательной работы проявляются в наблюдении за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников и в анализе письменных работ школьников (сочинений, эссе, статей в школьную газету и т.д.): отсутствие деструктивных конфликтов; самокритичное отношение к своим успехам и неудачам; готовность к  инициативной деятельности и социальному творчеству на основе нравственных ценностей; cоздание атмосферы сотрудничества детей, педагога и родителей; профессиональная помощь родителей (изготовление рекламных буклетов, афиш, режиссерская и актерская помощь и т.д.); создание учащимися старшей гимназии  развивающих пособий и игр для младшей гимназии; тьюторская деятельность старшеклассников.     
2.4. Опыт использования современных технологий,  определяющих ребенка как активного субъекта познания и способствующих личностному росту обучающихся  
 Исходя из  ведущей идеи моего педагогического опыта, систематически использую технологии продуктивного обучения (проектные, исследовательские, проблемное обучение, интерактивные, технологию информационно-смыслового анализа текста и осмысленного чтения), благодаря которым повышаю познавательную мотивации через интеграцию с другими предметными областями и применяю индивидуальный подход в обучении. Однако приоритетной считаю проектную технологию. Данная работа реализуется по разработанному мною плану:  
5 класс
Праздник славянской мифологии
 6 класс 
 Рыцарский турнир


7 класс
Учебная поездка
«Пушкиногорье»






8 класс
Учебная поездка
«Золотое Кольцо России»
             
8 класс
«Фантасты предупреждают»
       
    
9 класс
«Великий Шекспир»

                     
10-11 классы
В подземном зале «Бродячей собаки»






Степень вовлеченности детей в проектную деятельность с каждым годом увеличивается: охват проектной деятельностью учащихся в 2012-2014 уч. году составил 100 % обучающихся.
Поскольку исследовательское и проектное поведение в современном мире рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, и даже шире – как стиль жизни современного человека, мною создана собственная система педагогической деятельности, вышедшая на уровень педагогической технологии и направленная на активное взаимодействие субъектов образования и развитие личности обучающихся. Проектная технология, используемая мной при  преподавании таких тем, в которых интегрируется содержание разных предметных областей и ценностей российской культуры, объединяются задачи обучения, воспитания личности, становится формирующей социальной компетентности ученика. Я являюсь разработчиком методики организации учебных поездок и методики интегрированных проектов, востребованных в нашей гимназии. Методическая разработка некоторых значимых для личностного роста обучающихся авторских проектов с психолого-педагогическим обоснованием и аргументацией преобразований в сфере организации образовательного процесса представлены в Приложении 6. При разработке данной методики я учитывала, что важным является то, что: данные интегрированные проекты показывают взаимосвязь отдельных наук и помогают сформировать целостную картину мира, что отвечает одной из основных целей федерального компонента государственного стандарта и весьма актуально для современных школьников с их «клиповым» мышлением; создают условия для духовно-нравственного роста обучающихся, воспитания чувства патриотизма и национальной гордости и любви к русской культуре; представляют процесс обучения не как усвоение системы ЗУН, а как процесс развития личности и обретения социальной компетентности; предназначены для развития творческого мышления и создания творческого продукта (а творчество – важнейшее условие развития и саморазвития личности, конструирования своего внутреннего мира и формирования активной жизненной позиции); предоставляют возможность самореализации и результативного обучения не только талантливым и одаренным детям, но и всем участникам интегрированного проекта сделать изучаемый материал личностно-значимым,  реализовать свой творческий потенциал.
        
Также часто обращаюсь в своей работе к методу проблемного обучения, которое создает наиболее благоприятные условия  для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность. На уроках русского языка стараюсь при объяснении нового материала создавать такие  ситуации, при которых мои ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а участвуют в создании этого правила и открывают  красоту, мудрость и воспитательные возможности русского языка. Привожу примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; что «Родной язык – величайший наставник» (К.Д. Ушинский).  
Проблемное преподавание литературы сегодня – это просто необходимость: оно позволяет превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней.  Изучая какое-либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников, помогающие приобщить обучающихся к национальным базовым ценностям (семья, любовь, красота, гармония, патриотизм и др.) на основе универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».   Уроки - психодрамы,   уроки-диспуты, литературные споры (Приложение 7), уроки медленного осмысленного чтения на основе информационно-смыслового анализа текста и поиска слов-текстов и т.п. – данный педагогический инструментарий наиболее эффективен для достижения объявленных целей.  
            Таким образом, современные педагогические технологии помогают существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творческой личности. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения и поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового федерального государственного стандарта и профессионального стандарта «Педагог».     

2.5.         Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
Мой опыт представлен педагогической общественности на образовательных сайтах, в литературных журналах и  сборниках различного уровня.  Публикации:   
1.«Потенциал технологии информационно-смыслового анализа текста» в сборнике международной научно-методической конференции «Школьное филологическое образование в условиях реализации ФГОС: материалы Всероссийской научно-методической конференции», г.Екатеринбург, 2013.- С. 202;
2. «Мысль семейная в романах Л.Н.Толстого «Война и мир» в Журнале «Литература в школе» №9 за 2012 год, Москва, «Первое сентября», - С.23-26 и на сайте 1september.ru;
3.«Литературный проект «Кафе «Бродячая собака» как способ совершенствования универсальных учебных действий» в сборнике «Образовательный потенциал: материалы Международной ярмарки образовательных технологий» – Чебоксары: Учебно-методический центр, 2012.- С.63-67;
4.Технологические карты уроков по русскому языку для 9 класса (блок «Пунктуация сложных предложений») на Учебном портале по использованию ЭОР в образовательной деятельности eor.it.ru;
5.«Проектная деятельность при изучении фантастической литературы в 5-7 классах» в сборнике Всероссийской  научно-практической конференции «Филологическое образование в период детства» (Уральский государственный педагогический университет,  апрель 2013 года);
6.Статьи «Фантасты предупреждают» (привлечение к чтению с помощью проектной технологии)» и «Интегрированный проект как средство привлечения внимания обучающихся 11 классов к чтению» в электронном «Вестнике Дома Учителя» №6 и на сайте МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»;
7.Планы-конспекты уроков по русскому языку в 5 классе в рамках «Внедрения ФГОС ООО»  в электронном сборнике методических материалов МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»;
8.«Интегрированный проект как средство развития социальной компетентности обучающихся 11-го класса» в сборнике «Воспитание и социализация подрастающего поколения: проблемы и решения: Материалы районных педагогических чтений-Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2013г.-С.29-30;
9.«Интегрированный урок как продукт взаимодействия субъектов образовательного процесса» в сборнике районной научно-практической конференции «Взаимодействие субъектов образования как ресурс развития качества образования», МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2014г. - С.82-84.  (Приложение 8)

Как неравнодушный учитель, я активно взаимодействую со своими коллегами, оказываю им методическую и практическую помощь. Уровень профессиональной компетентности позволяет выступать с обобщением опыта на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы, городских и областных семинарах, педагогических чтениях и научно-практических конференциях от районных до всероссийских, проводить мастер-классы, плодотворно сотрудничать с Городской педагогической Ассоциацией учителей русского языка и литературы МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя».
Профессиональные презентации и участие в научно-педагогических форумах:
 п/п
название мероприятия
уровень
год
1.       
Областной семинар, открытый урок по русскому языку «Фонетика» для 5 класса в рамках образовательной программы ГАОУ ДПО СО «ИРО» «Управление введением ФГОС ООО» (стажировка на базе Гимназия № 202 «Менталитет»)
Регион
2013
2.       
Городские XVIII педагогические чтения, Мастер-класс  «Технология информационно-смыслового анализа как условие формирования коммуникативной компетенции»
Город
2012
3.       
Областной семинар: «Развитие творчества учащихся средствами предмета» на базе гимназии №202, открытый урок русского языка «Тьюторская помощь при написании сжатого изложения»
Регион
2011
4.       
Конференции ГАОУ ДПО СО «ИРО" «Школьное филологическое образование в условиях реализации ФГОС», выступление в секции  «Развитие универсальных учебных действий обучающихся: выбор эффективных образовательных технологий»
Регион
2013
5.       
Участие в Международной ярмарке образовательных технологий «Образовательный потенциал» со своими научно-методическими разработками.   
Регион
2012
6.       
«Конкурс методических разработок по использованию ИКТ, интерактивных информационных средств в образовательном процессе»,  ГАОУ ДПО СО «ИРО», выступление
Регион
2013
7.       
Всероссийская научно-практической конференция "Содержание филологического образования в период детства"(УрГПУ)
Регион
2013
8.       
Семинар-практикум «Подготовка урока по новым ФГОС ООО» в рамках деятельности Ассоциации специалистов ОУ по научно-методической и инновационной деятельности МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», выступление
Город
2013
9.       
Работа городской творческой группы учителей русского языка по освоению программы MyTestX и созданию электронных КИМов для подготовки ГИА
 Город
2012
10.   
Районные педагогические чтения «Воспитание и социализация подрастающего поколения: проблемы и решения»: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», презентация опыта работы
Район
2013
11.   
Районная научно-практическая конференция «Взаимодействие субъектов образования как ресурс развития качества образования», выступление на секции                      
Район
2014
12.   
Выступление с методической темой «Развитие личности обучающихся средствами проектной технологии» в рамках Регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»
Регион
2014
13.   
Участие в «Круглом столе образовательных политиков» по вопросам социализации обучающихся (там же)
Регион
2014
14.   
Выступление с защитой авторского блога в рамках программы повышения квалификации «Блог педагога как средство организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»
Город
2014
                                                                     
   Являюсь экспертом:
- в составе комиссий предметных олимпиад и НПК в рамках Фестиваля «Юные интеллектуалы Екатеринбурга» (муниципальный тур);
- муниципальной экспертной комиссии по русскому языку (ГИА);
- в комиссии по экспертизе материалов для итоговой аттестации обучающихся;
- в составе жюри I -V городских Пушкинских чтений в рамках Городского стратегического подпроекта «Одаренные дети» Управления образования Администрации г. Екатеринбурга (МБОУ ДОД ГДТД и М «Одаренность и технологии»);
- в составе жюри районного поэтического конкурса «Дебют» и разработчиков заданий для проведения заочных литературных викторин районного конкурса «Праздник словесности»;
- несколько лет входила в состав ГАК (Приложение 9)

Уровень профессионализма позволяет мне успешно работать в качестве тьютора по введению ФГОС ООО.  Поскольку МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет» является с 2012 учебного года  пилотной площадкой внедрения новых ФГОС ООО, я была активным участником семинаров-практикумов, проводимых М.В. Калужской на базе МБУ ИМЦ "Екатеринбургский Дом Учителя"  в рамках деятельности Ассоциации специалистов ОУ по научно-методической и инновационной деятельности: была активным участником мастерской по ФГОС ООО, представила интересный опыт моделирования образовательного процесса и образовательной среды для 5 классов (в т. ч.  в форме отдельных проектов, форм внеклассной работы) и методические материалы по организации образовательного процесса для внедрения новых ФГОС ООО для Ассоциации в электронный сборник методических материалов. В апреле 2013 года выступала на Всероссийской научно-методической конференции «Школьное филологическое образование в условиях реализации ФГОС», проводимой ГАОУ ДПО СО «ИРО»,  в сборнике «Материалы Всероссийской научно-методической конференции, Екатеринбург, 2013» помещена статья «Потенциал технологии информационно-смыслового анализа текста» (С. 202-205).
В рамках работы стажировочной площадки введения новых ФГОС (образовательная программа ГАОУ ДПО СО «ИРО») проводила на областном семинаре для директоров школ открытый урок по русскому языку в 5 классе, проводила анализ урока и участвовала в обсуждении урока. Организаторы стажировочной площадки, слушатели и педагогический коллектив высоко оценили уровень проведенного урока и самонализа. (Приложение 10, выписка из протокола)
Мною создан комплекс разработок технологических карт уроков по новым ФГОС ООО, некоторые из них представлены на авторском сайте (pushkinaolga.blogspot.com).


2.6.         Участие в профессиональных конкурсах (Приложение 11)
Конкурс
Награды
Год
Районный конкурс «Педагогическая инициатива – 2013»
1 место
2013
Областной конкурс методических разработок по использованию ИКТ в образовательном процессе (ГАОУ ДПО СО «ИРО»)
Диплом Победителя


2013
Городской конкурс «Педагогическая инициатива – 2013»
Победитель районного этапа
2013
Региональный конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках  ПНПО «Образование»
участник
2014
 Всероссийский конкурс «Учитель года России»
Призёр (второе место) регионального этапа
2014

Наличие наград:  Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации; две Почетные грамоты Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. В 2012 году включена во Всероссийскую специализированную энциклопедию «Золотой Фонд кадров Родины».


3.Заключение
Развитие личности - смысл и цель современного образования. Поэтому я стараюсь превращать учебную задачу в личностно значимую  и создать урок воздействующий, на котором ученик получает не только знания, но и переживает катарсис – переоценивает ценности, становится лучше душой. Убеждена, что учителя должны давать не набор знаний по предмету, а Образы (образ-ование) отношения к миру, к людям, к себе. Тогда и ученик будет воспринимать школу не как муку, а как лестницу (школа – skala),  духовное восхождение человека. Ведущие образовательные технологии и богатый педагогический инструментарий обладают большим потенциалом для этого. Нужно помнить, что «Учитель - профессия дальнего действия», и быть предельно требовательным к себе сегодня, чтобы быть уверенным в завтрашнем дне.


Учитель русского языка и литературы   О.Н. Пушкина            _______________                                                                                  


Комментариев нет:

Отправить комментарий